Великое освящение храма-часовни

святой преподобной Марии Египетской

10 апреля 2021 епископ Луховицкий Петр совершил чин освящения храма-часовни в честь святой преподобной Марии Египетской и Божественную Литургию.

В чем состоит чин освящения, или «обновление», храма? Освящение храма носит название «обновления», потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым. По правилам Православной Церкви освящение храма должен совершать архиерей. Освящение храма, совершаемое архиереем, есть самое торжественное, оно называется великим.

По церковному уставу, освящение храма не должно совершаться в тот самый день, в который празднуется память события, во имя которого сооружена церковь. Освящение совершается до храмового праздника.

Полное описание чина освящения храма заняло бы весьма много места, поэтому постараемся хоть и в сокращенном виде, но наиболее полно описать все, что происходило в этот день, изложить порядок освящения и значение действий во время освящения.

Молитвы и обряды освящения храма возводят наши взоры от храмов рукотворенных к храмам нерукотворенным, членам духовного тела Церкви, каковыми являются все верные христиане. Поэтому при освящении храма делается подобное тому, что делается для освящения каждого человека в таинствах крещения и миропомазания.

В день освящения храма священнослужители облачаются во все священные одежды, а сверху них надевают белые защитные запоны (передники). Чин освящения храма заключает в себе: устройство престола, омовение и помазание его, облачение престола и жертвенника, освящение стен храма. Архиерей, благословив своих сослужителей, окропляет святой водою столпы престола и углы его поливает крестообразно кипящим воскомастихом, а священники дуновением уст охлаждают его. Воскомастих — состав из воска, мастики, толченого мрамора, росного ладана и других благовонных веществ, служа вместе с гвоздями средством для прикрепления доски престола, в то же время знаменует те ароматы, которыми помазано было тело Спасителя, снятое со Креста.

После краткой молитвы о том, чтобы Господь сподобил неосужденно совершить освящение храма, архиерей окропляет святой водою верхнюю доску престола с обеих сторон ее, и она полагается на престольных столпах. Потом архиерей окропляет четыре гвоздя и, вложив их в углы престола, с помощью священнослужителей закрепляет доску на престольных столпах камнями.

После этого впервые открываются царские врата, до сих пор закрытые, и архиерей, обратясь лицом к народу, вместе с верующими читает у царских врат пространную молитву, в которой просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в небесный жертвенник и низвели бы оттуда на нас Божию благодать.

После молитвы царские врата опять затворяются и возглашается великая ектения с приложением прошений об освящении храма и жертвенника.

Престол дважды омывается: в первый раз теплою водою с мылом, а во второй раз — розовою водою, смешанною с красным вином. Тому и другому омовению предшествует тайная молитва архиерея над водою и вином о ниспослании на них благословения Иорданова и благодати Святого Духа к освящению и совершению жертвенника. При омовении престола водою поется 83-й псалом, а после омовения престол отирается полотенцами. Вторичное омовение престола состоит в крестовидном возливании на него красного вина, смешанного с розовою (родостамну). При этом архиерей говорит слова 50-го псалма: «Окропиши мя иссопом и очищуся: омыеши мя и паче снега убелюся», а после третьего возливания читаются остальные стихи до конца псалма. Священники растирают родостамну, втирая ее руками в верхнюю доску престола, затем каждый священник губкою вытирает престол.

После омовения архиерей с благословением имени Божия приступает к таинственному помазанию престола святым Миром. Сперва он изображает Миром три креста на поверхности: один посередине, а другие два — по обе стороны ее, означая те места, где во время литургии должны стоять Святое Евангелие, дискос и чаша. Потом изображает по три креста на каждой стороне столпов престола и на ребрах. На антиминсе изображает святым Миром три креста. При этом диакон на каждое помазание возглашает: «Вонмем», а архиерей трижды произносит: «Аллилуиа». Хор в это время поет псалом: «Се что добро или что красно». После миропомазания престола архиерей возглашает: «Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки веков!»

После помазания Миром престол облачается в одежды, окропленные святою водою. Так как престол знаменует гроб Христов и Престол Царя Небесного, то на него и возлагается две одежды: нижняя — «срачица» (в переводе на современный язык – сорочка) и верхняя — «индития». Надев на престол нижнюю одежду, священнослужители троекратно опоясуют престол веревкой так, что на каждой стороне его образуется крест. Потом освящается верхняя одежда престола (индития), и ею облачается престол при пении 92-го псалма: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», затем на престол возлагают после окропления святой водою илитон, антиминс, Евангелие, крест.

После освящения престола освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою и миропомазанием стен. Архиерей, совершив каждение в алтаре, кадит весь храм в предшествии протодиакона со свечою, а за архиереем следуют два старейших пресвитера, из которых один кропит святой водою стены церкви, а другой помазывает их крестообразно святым Миром, сперва над горним местом, потом над вратами — западными, южными и северными.

Затем все присутствующие совершают крестный ход. По его совершении у западных врат храма архиерей со священниками ставит дискос с мощами на уготованном столе, поклоняется им, осеняет священников, стоящих с Евангелием и иконами за столом пред дверями, обратившихся лицом на запад, и вслед за возгласом: «Благословен еси, Христе Боже наш», восклицает: «Возьмите врата, князи ваша, и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певцы внутри храма поют: «Кто есть сей Царь славы?» Архиерей, по каждении святыни, снова повторяет эти слова и певцы опять поют те же слова. Тогда архиерей, сняв митру, читает вслух молитву, в которой просит Господа утвердить освящаемый храм непоколебимо до скончания века для принесения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице. Затем, при главопреклонении всех, читает тайно молитву входа, которая читается на литургии при входе с Евангелием.

После освящения храма сразу же читаются часы и совершается Божественная литургия.

В чине освящения храма и чине Божественной литургии епископу Петру сослужили: благочинный Домодедовского округа протоиерей Андрей Дьячков, настоятель храма — протоиерей Александр Волохов, протоиерей Александр Казаченко.

На богослужении присутствовали многочисленные жители города.

По окончании Литургии епископ Петр обратился к молящимся с архипастырским словом.